ул. Краснобогатырская д.44, стр.1
м. Преображенская площадь

Световые оптические структуры естественных зубов

Воссоздание естественных фронтальных зубов является важным условием работы любого врача реставратора. Индивидуальная передача цветовых характеристик и мастерство составляют основу эстетики. Знание материалов для реставраций и их светооптических свойств помогает в решении этой задачи. Мы решили проанализировать с помощью специальной фотосъемки игру света естественных зубов и показать, как это можно использовать в работе.
Фото 1. Свет окружает каждого человека
Фото 2. Свет при восходе солнца
Фото 3. Полуденное солнце
Природный свет проявляется в различных формах (фото 1). Источником естественного света является солнце. Свет изменяется в зави-симости от положения солнца, чистоты неба и природных явлений. Проявление игры света зависит от положения солнца и угла падения световых лучей (фото 2). Свет отражается, рассеивается и преломляется из-за различных атмосферных явлений и влажности воздуха (фото 5).Когда свет достигает глаза человека, этот раздражитель анализируется мозгом и возникает соответствующее восприятие. Данная закономерность действительна не только для макрокосмоса, но и для небольших объектов, таких, как зубы человека.
Фото 4. Заходящее солнце
Фото 5. Солнечные лучи много раз отражаются, рассеиваются и преломляются прежде, чем они достигнут глаза человека
Фото 6. Разрез зуба и в искусственном освещении выглядит завораживающе
«Натуральность» внешнего вида зубов
При фотографировании зубы освещаются искусственным светом (фото 6). Естественный свет, конечно, многограннее, чем искусственный (рис.7). Здесь представлены снимки зубов при естественном освещении в различных условиях, чтобы показать, как свет проникает через ткани зуба. Задача врача стоматолога – иметь точное представление и воплотить это в своих реставрациях, если он может «играть» со светом. Чтобы сделать этот феномен наглядным, можно работать с зеркальной призмой, чтобы направить солнечный свет на соответствующие слои зубной ткани.
Фото 7. Естественный свет многограннее, чем искусственный
Фото 8. Художественное восприятие зубов при естественном освещении
Фото 9. Художественное восприятие зубов при естественном освещении
Сначала я фотографировал зубы в природном окружении, чтобы показать, как свет проникает через ткани зуба. Срез зуба приклеивался на стеклянную пластину, это позволяет видеть проникновение света через зуб в различных условиях
Фото 10. Игра света заходящего солнца, перенесенная на ткани зуба
Фото 11. Игра света заходящего солнца, перенесенная на ткани зуба
Фото 12. Игра света заходящего солнца, перенесенная на ткани зуба
Как уже говорилось, природную игру света можно перенести на зубы (фото 10-18).Все снимки зафиксировали лишь короткие моменты освещения. Если их повторить через несколько минут, результат был бы совершенно другой. Такие снимки срезов зубов при различной освещенности делают понятными феномены, которые мы чаще абстрактно изучаем по книгам. Например, с одного взгляда нам становится понятен феномен опалесценции (фото 19-20).
Фото 13. Срезы зубов в лучах утреннего солнца
Фото 14. Срезы зубов в лучах утреннего солнца
Фото 15. Срезы зубов в лучах утреннего солнца
Фото 16. Синева моря, отраженная в тканях зуба
Фото 17. Синева моря, отраженная в тканях зуба
Фото 18. Синева моря, отраженная в тканях зуба
Определение игры света как сочетания опалесценции и флюоресценции, по моему опыту, недостаточно для описания всех многообразных эффектов.Это особенно заметно при воздействии различного света на отдельные ткани зуба (фото 21-22). Каждый слой ткани зуба дает свои характерные индивидуальные особенности.
Фото 19. Опалесценция зуба
Фото 20. Опалесценция зуба
Послойный анализ тканей зуба
Свет для стоматолога имеет большое значение, особенно когда речь идет об эстетике. В здоровом зубе световые эффекты проявляются изнутри. Поэтому очень важно иметь представление, анализировать и использовать эти эффекты. Особенно важно отличать проявление опалесценции, траспаренции и флюоресценции в каждом отдельном слое тканей зуба и как эти ткани реагируют на освещение под различными углами. Интересно, что структура дентина и эмали по-разному ведут себя при освещении. Особенно заметно светло-синееопаловое свечение эмали (фото 23).
Фото 21. Ткани зуба реагируют на различные световые потоки по-разному
Фото 22. Хорошо заметна флюоресцирующая структура Дентина
Фото 23. Светло-синее опаловое свечение эмали
Части дентина просвечивают через эмаль. Поэтому при создании дентина важно дополнительно применять светлые дентинные массы и создавать дентинные мамелоны соответствующим материалом. Эмаль зуба имеет совершенно отличную структуру (фото 24).Очень часто для ее воссоздания требуется большое количество композитных масс и красок (фото 25). Большое значение при освещении играет флюоресценция. Этот эффект проявляется при ультрафиолетовом спектре излучения.
Фото 24. Эмаль зуба имеет индивидуальную структуру
Фото 25. Естественная картина имеет для врача важную роль
Фото 26. При специальном освещении можно видеть зоны флюоресценции
Например, неоновые лампы в магазинах, офисах или на дискотеках. Ультрафиолетовый спектр присутствует и в дневном свете и, попадая на поверхность зуба, вызывает его «бриллиантовое» свечение. Также различим большой слой флюоресцирующего дентина с характерным свечением. На наружной поверхности эмали заметна тонкая флюоресцирующая зона. Между этими двумя слоями видна зона без этого эффекта (фото 26). Также и на композитных реставрациях можно видеть эти зоны,когда с помощью специальных масс формируется наружный флюоресцирующий слой на поверхности эмали (фото 27). Такие эффекты возможно получить при применении соответствующих масс.
Фото 27.
Фото 28. Где свет, там и тень
Фото 29. Зоны поглощения и блокирования света
Где есть свет, там всегда имеются тени (фото 28). В тканях зубов всегда присутствуют зоны, в которых свет поглощается и блокируется (фото 29). На основе проведенных исследований я установил, что зона между эмалью и дентином имеет особенное значение (фото 30).
Фото 30. Преломление света между дентином и эмалью: лучи света преломляются на поверхности эмали (переход из менее плотной воздушной среды в более плотную ткань эмали),затем они отражаются от неровной шероховатой поверхности дентина и возникает «внутреннее свечение» зуба
Фото 31. Зоны между эмалью и дентином имеет важное значение при игре света
Фото 32. Прозрачная зона склероза в области режущего края
Фото 33. Флюоресценция особенно проявляется в области тела коронки
Это заметно на просвете в виде зоны склероза, которая создает игру света (фото 31). Этот эффект диффузии света можно создать при использовании глас-коннектора. Особенно он заметен у режущего края в области перехода вестибулярной поверхности в небную (фото 32). В этой области также интенсивно проявляется эффект опалесценции. Эффект флюоресценции, напротив, больше выражен в области тела коронки зуба (фото 33). Используя фотографирование, можно сделать видимыми светооптические эффекты. А для их воссоздания используют набор красок.
Индивидуальная цветовая шкала
Для определения цвета я рекомендую использовать индивидуальную цветовую шкалу. Недостаток стандартной шкалы в том, что она изготовлена из цельной керамики, без металлического каркаса. Естественно, металл изменяет светопередачу. Стандартная шкала не может полностью отображать представление техника о послойном нанесении керамики (фото 34). Она не полностью соответствует применяемым керамическим массам. Для индивидуальной шкалы я использую светоотверждаемый облицовочный материал Signum+ (Heraeus Kulzer), он полностью идентичен по цвету массе HeraCeram (фото 35 и 36). Держатель от шкалы VITA я покрываю опаком. Можно не соблюдать время для полного отверждения материала, так как образец не будет находиться в полости рта. Таким образом, достаточно быстро можно изготовить индивидуальную цветовую шкалу, которая незаменима в дальнейшей работе.
Фото 34. Стандартная шкала используется достаточно редко
Фото 35. Индивидуальный цветовой шаблон на металлическом держателе
Фото 36. Индивидуальный цветовой шаблон на металлическом держателе
Для определения цвета я рекомендую использовать индивидуальную цветовую шкалу. Недостаток стандартной шкалы в том, что она изготовлена из цельной керамики, без металлического каркаса. Естественно, металл изменяет светопередачу. Стандартная шкала не может полностью отображать представление техника о послойном нанесении керамики (фото 34). Она не полностью соответствует применяемым керамическим массам. Для индивидуальной шкалы я использую светоотверждаемый облицовочный материал Signum+ (Heraeus Kulzer), он полностью идентичен по цвету массе HeraCeram (фото 35 и 36). Держатель от шкалы VITA я покрываю опаком. Можно не соблюдать время для полного отверждения материала, так как образец не будет находиться в полости рта. Таким образом, достаточно быстро можно изготовить индивидуальную цветовую шкалу, которая незаменима в дальнейшей работе.
Послойное нанесение композита
Чем больше врач сошлифовывает тканей зуба, тем большее количество материалов используется для восстановления первоначальной формы и естественной цветопередачи зуба. В качестве реставрационных материалов я использую композитную массу ENEMAL-plus. Первый вопрос, который я задаю себе: «Что необходимо сделать для создания эстетической реставрации?» Даже небольшим количеством масс, но при целенаправленном их применении, можно получить требуемый результат. Первоначально я составляю схему послойного нанесения керамики. Технология нанесения плечевой и дентин-массы известны, поэтому особое внимание уделяю индивидуальным особенностям, например, созданию полупрозрачного слоя в области режущего края, нанесению Value-массы и моделированию мамелонов.
Фото 37.
Фото 38.
Каждая масса имеет свою окраску, что облегчает работу при послойном нанесении. Структура поверхности коронки имеет также важное значение для создания эстетической реставрации. Самое идеальное - ориентироваться на структуру поверхности естественных зубов. Я в большей степени предпочитаю проводить контурирование поверхности зубов. В случае если пациент или врач имеют другую точку зрения, то можно легко сгладить поверхность зуба (фото 37 и 38).
Фото 39. Изготовление виниров
Фото 40. Изготовление виниров
Возможности создания самых различных деталей безграничны. Набор керамических масс HeraCeram помогает воплотить в жизнь все пожелания и создавать естественные цельно- и металлокерамические реставрации. Вольфганг Колер, после обучения в г.Карлсруэ, в 1983 году открыл собственную лабораторию в г.Ландсберг на Лех. Основное внимание он уделяет функциональности и эстетичности керамических и композитных облицовок. В течение 20 лет он является международным референтом. Имеет многочисленные публикации в научных журналах и является соавтором монографий «Функциональная эстетика фронтальных зубов» и «Окклюзионная концепция». Он также известен как высококлассный дентальный фотограф. Особенно его интересуют биоморфологиия и светооптические структуры естественных зубов и как эти знания использовать в практической работе. Его дентальная студия входит в международную группу лабораторий (Dental Excellence International (Laboratory Group).
Читайте также
Смотреть еще